Молодой:
– Ты думаешь, существование женщины небесполезно?
Старый смеётся.
Молодой:
– Я серьёзно! Я много думал на эту тему, и не могу найти никаких аргументов в защиту
её существования.
Старый:
– Много думал?
Молодой:
– Да.
Старый:
– А когда успел?
Молодой:
– Иногда не время, а скорость и качество играют роль.
Старый:
– Ты, кажется, спросил меня о чем-то.
Молодой:
– Да. Ты думаешь, существование женщины небесполезно?
Старый:
– А что тебя беспокоит в этом вопросе? Ну, не нашел ты аргументы в защиту её существования. Ну, и успокоился бы на этом.
Молодой:
– Ты говорил раньше, что все существует для чего-то. Если это высказывание верно, то
получается, и женщина для чего-то нужна.
Старый долго смеётся:
– Думал… Это сейчас так называется?
Молодой:
– Причем тут «сейчас»? То, что колбаса докторская и кефир в ваше время вкуснее были,
это понятно, но сомневаюсь, чтобы раньше думали лучше.
Старый:
– А что нужно, чтобы правильно думать?
Молодой:
Мозги. А мозги сейчас продвинутей, быстрее, интеллектуальней.
Старый:
– Мозги еще воспитать надо. Даже быстрые. А для этого надо знать, как и на чем их воспитывать.
Молодой: Можно без этих вечных нравоучений и высокого пафоса просто на мой вопрос
ответить?
Старый:
– Можно, но лишь бы польза от ответа была.
Молодой:
– Получается, нельзя?
Старый:
– А в чем сейчас мозги продвинутей?
Молодой:
– Да во всём. Кто в ваше время знал, что такое интернет, цифровая камера, «тачскрин» или watsap?
Старый:
– Ты еще про Кончиту Вюрст забыл.
Молодой:
– А она здесь при чем?
Старый:
– А при том, что твои афон с айпадом ничего тебе в мозги не добавляют, а как бы даже наоборот.
Молодой:
– Старая песенка. Только ею себя и тешите. А что добавляет?
Старый:
– Всё, что помогает качественно мыслить.
Молодой:
– А чем прогрессивно тебя не устраивает?
Старый:
– Не устраивает: качественно это другое.
Молодой:
– Приведи пример – без примера это не работает. Не понимаю, о чем ты.
Старый:
– Лучше пойми один раз, как это устроено. Тогда тебе и примеры не нужны будут.
Молодой:
– А кто знает, как это работает? Ты что ли? Учить опять будешь?
Старый:
– Я не могу научить. Я могу только поделиться тем, что сам понял. Я не учитель, а ученик. Я всю свою жизнь учусь. И буду учиться, пока дышу.
Молодой:
– Заплачу сейчас, как трогательно. Может всё же поделишься?
Старый:
– А точно надо?
Молодой:
– Не надо было бы, не спрашивал. – Примирительно: – Не «бьётся» у меня что-то. Знаю много, а увязать в единое целое не могу. То там, то тут сплошные противоречия. Вот с женщинами теперь. В общем, нужен какой-то универсальный ключ, чтобы ко всему подходил.
Старый:
– «Умение думать» этот ключ называется.
Молодой:
– Научишь?
Старый:
– Я не могу научить, я могу поделиться.
Молодой:
– Поделишься?
Старый:
– Да. Я сам у Аристотеля это прочитал. Давно уже. Про предикаменты. Но лучше всё по порядку. Как я сам понял. В общем, слушай, что мудрые говорят, (улыбаясь) – я Аристотеля имею ввиду. Мир объективен. Сознание субъективно. Подобное можно воспринять только подобным. Следовательно, объективный мир не познаваем.
Молодой:
– Грустно, если на самом деле так.
Старый: Учись слушать. Не познаваем с точки зрения субъективного сознания. Но познаваем с точки зрения логики, философии и мудрости. Истина проста: если есть «объект», в данном случае под объектом мы понимаем объективную реальность, значит есть и способ его познать. Вопрос: где тут собака порылась?
Молодой:
–Зарыта.
Старый:
– Я знал, что ты меня поправишь – поэтому и сказал так. В этом и есть главное отличие старости от молодости. Молодость всегда спешит и набивает в итоге шишки. А старость уже з н а е т, что будет за следующим поворотом и поэтому никуда не торопится.
Молодой:
– А можно про сознание?
Старый, помолчав некоторое время в задумчивости:
– Можно. Мир объективен. Для того, чтобы его познать, есть один-единственный способ – сделать наше сознание объективным. Но что изначально мешает ему быть объективным?
Молодой:
– Опыт?
Старый:
– Сын ошибок трудных и гений парадоксов друг. Опыт конечно нужен, но дело не только в опыте.
Молодой:
– В структуре?
Старый:
– Как ты догадался?
Молодой:
– Размышлял над решеткой атома. Каждый элемент может быть элементом, обладающим определенными свойствами, только при наличии у него строгой структуры – того, что еще называется атомарной «решеткой». Можно сказать, что при определенных условиях атом золота как бы объективен, в реалии это означает, что все составляющие его части находятся в строгом порядке и взаимодействии. Каждый на своем месте, другими словами, и строго выполняет определенную, отведенную ему природой (а может, и Создателем) функцию.
Старый:
– Да, именно так. В наше время мы думали, что атом состоит всего из четырех элементов. Сколько их сейчас уже открыто?
Молодой:
– Ты серьёзно не знаешь? Более двухсот, кажется.
Старый присвистывая от удивления:
– Более двухсот!!? Как далеко шагнула наука за последние пол века… А какая погрешность возможна во взаимодействующей с другими элементами решетки силой каждого элемента и в расположении относительно других?
Молодой:
– Никакой. Любая бесконечно малая величина отклонения мгновенно приведет к потере свойств вещества или к его распаду.
Старый:
– Вот ты сам и нашел ключ к пониманию объективного разума.
Молодой:
– А что составляет основу структуры нашего сознания по аналогии с атомом?
Старый6
– Базовые понятия или, как их еще называл Аристотель, предикаменты.
Молодой:
– Какие, например?
Старый:
– Не помню все. Да и нет смысла их перечислять. В интернете можешь посмотреть, если интересно.
Молодой:
– Ну хотя бы несколько?
Старый:
– Существование, НЕ существование, Истина, Создатель. Создание. Существующее, Реальность, Целое, Частное, Общее, Причина, начало и конечная цель существования, Сознание, Восприятие, Жизненная сила, Смерть, Появление и Исчезновение, Исток, Порядок…
Молодой:
– А сколько их всего базовых понятий?
Старый:
– Девять, кажется.
Молодой:
– Ты чуть ли не 20 перечислил.
Старый:
– Я не уверен, что помню их точно. Это просто примеры. Посмотри в интернете. Там точно есть. Там сейчас все есть. Хотя многое отсеивать надо.
Молодой:
– Да, согласен много бесполезной воды. Но, как там говорили, «кто ищет, тот обрящет?» А для чего вообще предикаменты нужны?
Старый:
– Это база. Основные элементы «решетки» сознания.
Молодой:
– Получается, что, как и в атоме, они должны находиться в строго определенных местах?
Старый:
– Да, именно так и получается. В строго определенных местах.
Молодой:
– Что опять-таки это означает на практике?
Старый:
– Что мы должны их знать, иметь правильное понимание, что конкретно означает каждое понятие, знать их ранжир и отношения между собой.
Молодой:
– Все взаимосвязи?
Старый:
– Да. Чем больше у нас есть знания об этом, тем объективнее наше сознание, и следовательно, воспринимаемая нами картина мира.
Молодой:
– Круто. А понятий много?
Старый:
– Много.
Молодой:
– Сотни?
Старый:
– Я думаю, миллиарды. Или даже больше.
Молодой:
– И между всеми ними надо выстроить правильные взаимосвязи. Такое возможно?
Старый:
– Ладно, успокою. Основных тысяча. Иногда их еще «именами Бога» называют. Но для их познания, как раз и нужны базовые понятия – они, как фундамент, все бесконечное здание нашего разума строится на них. Можно сказать, вытекает из них. Если есть правильная база, все остальное дело времени, практики и усилий. Это как в математике: когда мы выучили основы, можем продвинуться дальше.
Молодой:
– Предикаменты… Аристотель жил тысячи лет назад, а знал такие вещи. Как это возможно?
Старый:
– Без «пентиум 9»? Сознание – это инструмент. Чтобы правильно им пользоваться, не обязательно знать, как устроен самолет или компьютер.
Молодой:
– Отстаешь, 10тый пентиум уже давно на дворе. Что получается, что в древности люди могли быть умнее нас?
Старый:
– Думаю, не «могли», а «были».
Молодой:
-Я слышал Аристотель еще, что-то про этику говорил.
Старый, долго и очень внимательно смотрит на молодого. Потом очень серьезно:
– Да, говорил. Но это тема отдельного и очень длинного разговора.
Молодой:
– Хорошо, получается, что воспитав своё сознание, можно с помощью него узнать всё?
Старый радостно смеётся:
– ДА!
Молодой:
– И даже для чего нужна женщина?
Старый опять смеётся:
– ДА.
Молодой:
– Для чего?
Старый:
– Для того же, что и мужчина. Для полноты. Минус не может существовать без плюса. Ток появляется только там, где есть взаимодействие противоположного . То же самое и с движением: поршни в автомобиле должны взлетать в в е р х и опускаться в н и з, чтобы коленный вал мог придти в движение. Жизнь – это движение.
Молодой:
– Кто из нас «верх», а кто – «низ»?
Старый:
– Никто. Мужчина и женщина равны. Они разные и просто дополняют друг друга. У тех и других есть свои сильные и слабые стороны.
Молодой:
– Сильные стороны у женщины?
Старый (про себя):
–Не повезло тебе с женщинами! – И вслух:
– Именно так. Чувствительность, например, интуиция. Более тонкое видение красоты, деталей. Нежность. Да много еще чего. Сам со временем поймешь, если захочешь. Это как инь и янь – две равные половинки одного целого. В одной есть то, что нужно другой, и то, без чего второй не может достичь полноты.
Молодой:
– Полноты сознания?
Старый:
– Да. Без этого ничего не получится.
Молодой:
– Не уверен, что соглашусь.
Старый:
– А я уверен, что хочу сладкого чая.
ОБА СМЕЮТСЯ.