Восьмое или девятое небо. Тривиальная белая туча. На ее краю сидят в белоснежных тогах Архимед и Сократ. Они сидят молча, смотрят вниз и болтают в воздухе босыми ногами.
Архимед: – Ты сказал ему что мы здесь?
Сократ: – Да.
Архимед: – И почему его нет?
Сократ: – Сидит опять в интернете.
Архимед: – Чудак… А разве с нами хуже, чем в интернете?
Сократ: – Лучше.
Архимед: – Чудак.
Из центра тучи появляется взволнованный Евклид. В руках у него последняя модель смартфона и он что-то внимательно в нем читает. Молча и озабоченно, подходит он к краю тучи и садится между друзьями. По его внешнему виду явно заметно, что он чем-то расстроен.
Евклид (не обращаясь к кому то конкретно): – Это становится уже совсем невыносимо!
Архимед: – Ты уже пил сегодня валериану?
Евклид (раздраженно):- Нет!
Сократ: – Надо выпить. Мы не молодые уже, а ты так сильно нервничаешь последние полторы тысячи лет.
Архимед (сосредоточенно капая в стакан валериану): – Не две с половиной?
Сократ: – Сильно нервничает полторы. Хотя, сказать по-настоящему, серьезно он нервничает последние четыреста лет. Вроде, где-то, начиная с Декарта …
Архимед:(протягивая стакан с каплями Евклиду) – Да, похоже, что Сократ прав. Последнее время мы оба сильно переживаем за тебя.
Евклид (как рюмку водки, одним глотком выпивает валериану).
Архимед (забирает у Евклида пустой стакан и кидает его вниз).
Евклид (крайне раздраженно): – Невыносимо!!! (С интересом смотрит на улетающий стакан и неожиданно бросает вслед за стаканом смартфон)
Сократ: – Ну, что там случилось на этот раз?
Архимед: – Надеюсь, что-нибудь новенькое?
Евклид: – Все то же. Усиленно ищут доказательство собственной глупости.
Сократ (начинает ржать): – В этом вся новость?
Архимед (ржет вслед за Сократом).
Евклид (глядя на обоих тоже ржет).
Сократ (вытирая выступившие от смеха слезы): – Нашли?
Евклид (очень серьёзно): – Почти.
Архимед: – Что, совсем скоро?
Сократ: – Он обещает нам это последние двести лет.
Евклид (хмуро): – Сейчас уже точно скоро.
Архимед: – Нашли уже что-то конкретное?
Сократ: – Ты нам обещал это, когда на земле еще только начинали строить коллайдер.
Архимед: – Точно. Я тоже это помню.
Сократ: – Помнится, ты нам подробно объяснял, для чего они его построили. Вроде, чтобы понять, откуда берутся свойства у всего возможного к наблюдению? Я правильно помню? Ну или что-то вроде того…
Архимед: – А что, это не ясно, что ли кому-то?
Евклид (мрачно): – Им – нет. В этом то и все и дело, что им это не ясно. Эмпирический пуууть, эмпирический пууууть (протянул он с сарказмом растягивая и коверкая слова)… Помните с чего они начали плевать не греческую философию? «Сознание субъективно. Это значит, что его доводы не могут приниматься в качестве устойчивого и объективного аргумента. Оно способно лишь интерпретировать факты, полученные строго экспериментальным путем». Тьфу!!! От кого надо родиться, чтобы произнести такое вслух?!
Сократ: – Ну, история знала множество примеров великих заблуждений… Да и сейчас на земле толерантность в моде…
Евклид: – Заблуждения не могут быть великими по определению! Сократ, потакание невеждам стало тождественно толерантности?
Архимед: – Это гипотеза или есть доказанное уравнение, подтверждающее это? (Начинает что-то чертить на туче).
Евклид: – Это гипотеза, но настолько очевидная, что нет нужды искать на этот счет доказательства!!!
Сократ: – Так что там со свойствами? В чем смысл этого эксперимента?
Архимед: – Они там вроде доперли, что логично можно объяснить происхождение только тридцати процентов из всех существующих свойств материи и явлений. Но им не понятно, откуда берутся оставшиеся семьдесят … частиц-то больше известных нет… значит и свойствам взяться особо неоткуда…Так вроде, Евклид?
Сократ: – А что, логика опять у людей в почете?
Евклид (в очередной раз мрачно пропуская вопрос Сократа): – Так вроде…для этого они и вбухали на постройку трубы под землей 80 ВВП Древних Афин. И всё для того, чтобы долбануть внутри неё лбами две бедные части на бешеной скорости. В надежде на то, что они на что-то еще распадутся. Вот это у них и называется: получить доказательства эмпииириииическим пууууутем…Тьфу…
Сократ: – Инфра-атомы?
Архимед: – Их они еще не открыли. То, что уже там открыто, пока называется элементарными частицами.
Сократ: – Долбанули в итоге?
Евклид: – Да. Но что толку. Во-первых, они не распадутся. Я уже все посчитал (при этом он показал друзьям исписанный формулами листочек), а, во-вторых, свойства берутся от принципов. А как они их наблюдать собираются?
Сократ (опять ржет): – Эмпирически.
Евклид: – Во-во. Только можете мне объяснить, как построить материальные приборы, чтобы на них эмпирически *засечь* нематериальное?
Архимед: – Никак. Но это ведь можно сделать с помощью уравнений?
Сократ: – Ну или умозаключений…
Евклид: – Для этого надо считать разум независимым и достаточным объектом наблюдения. А если он субъективен, как они говорят, то возможен только этот их эмпииииириииический способ!!! Увидеть – ДА. Услышать – ДА. Почувствовать…- ДА. Додуматься – НЕТ!
Сократ: – Но, вообще-то, разум разуму рознь… Они ведь тут в чем-то правы… Объективный разум это инструмент в *руках* объективного сознания… Кто-кто, а мы ведь знаем с вами, как сложно достичь такой высоты… Я слышал, люди сейчас мельчают.
Архимед: – Я вроде, как-то вывел доказательство, что достичь можно только того, во что предварительно веришь… Если веришь в объективное сознание, то веришь и в то, что его можно достичь. А значит, веришь и в путь, ведущий к этому… А это, в свою очередь, значит, что веришь и в средства, ведущие к этому пути… Как мы опять-таки, знаем, всё вроде связано…
Евклид: – Эмпирический путь…Надо обязательно наступить на грабли, чтобы понять, что ты-идиот…
Архимед (как бы про себя): – Странно, что валериана до сих пор не действует…
Сократ: – Так, а что дальше? Предположим, им это удастся – они расколют элементарную частицу.
Евклид: – Да. На это они и надеются…Вернее, на то, что это им поможет найти и сам источник свойств.
Архимед: – Приборами – нематериальное? Помнится, один из моих учеников шутливо называл эту область “…то… как”. И она в самой своей сути нематериальна … Что также означает, говоря языком современным, эмпирически не наблюдаема.
Сократ: – То-то и оно. Что все открытие будет заключаться именно в том, что д а л ь ш е ничего уже НЕТ. То есть, измерить больше ничего нельзя. Это, примерно, как взвесить цифру *ноль* или найти место, где она реально находится…Свойства есть. Пользоваться ими можно. А вот источник, следуя только материальной логике, пощупать к о н к р е т н о нельзя. Никак нельзя.
Архимед: – А опыт ставить зачем, это разве не очевидно?
Евклид: – У тебя еще есть валериана?
Архимед: – Нет.
Евклид (опять приходя в легкое возбуждение): – Всем философам древности было доподлинно известно, что творение создано и управляется разумной силой. Что она и есть источник всех существующих у видимой материи свойств. Что при этом меньшая часть свойств происходит от неё через возможные к восприятию источники, а большая – напрямую от вне-причинных. То есть с материальной точки зрения абсолютно не воспринимаемых и даже не существующих… Подобное ведь можно воспринять только подобным…материальное – материальным, а нематериальное, следовательно, – только нематериальным… Но, если нечто существует, то обязательно существует и путь ведущий к познанию этого. Знали так же и то, что именно сознание является этим достаточным во всех отношениях средством, способным не только на пассивное созерцание и архивирование добытых через эксперимент фактов, но и на понимание объективных и независимых законов творения. Способным делать самостоятельные выводы и – самое главное – имеющее способность в о с п р и н и м а т ь невидимое измерение на уровне реальности…
Архимед (опять как бы про себя, и при этом оглядываясь по сторонам): – Похоже, придется бежать за валерианой…
Сократ: – Так кто ж с этим спорит? Очевидная для всех, вроде, истина!
Евклид (раздражаясь всё больше и показывая пальцем вниз): – Они! Они спорят! Причем сами с собой. А в итоге что? (злобно) Кукиш с маслом – вот что!!! Все, что они сейчас поймут – что существуют пространство и миры, где ничего нельзя измерить и потрогать их никудышными приборишками! Которыми они при всем при этом так гордятся. Но из этого невидимого для них пространства и происходят все свойства и законы, управляющие материальными мирами. (Опять злобно) но “потрогать” это нельзя!!! И понять!!! (Еще более злобно) Если мозгов нет! Свойства есть – а возможного к восприятию носителя – нет! Что это означает?
Сократ и Архимед вместе (Архимед делает при этом движение, как будто он поднимает для ответа руку): – Что всем управляет разумная сила! По установленным ею же законам и по собственной воле.
Евклид (успокаиваясь…Удовлетворенно поворачивая голову то на одного, то на другого): – Молодцы. Но, если это и так очевидно, зачем строить коллайдер и тратить на него такие деньжищи…
Архимед: – Эврика!!! Человечество всегда переживало периоды расцвета и спадов…После такого невероятного подъема философской мысли в античные времена должны быть и времена заблуждения…
Сократ (на ухо Евклиду. Ехидно.): – Открытие сделал. (Продолжает нормальным голосом). Но ведь ты сам говоришь, что они скоро поймут. Значит, снова начнется подъём философской мысли…
С твоих слов всё выглядит так, что они дальше не смогут продвигаться в научных открытиях, опираясь только на свой устаревший эмпирический метод.
Архимед: – Когда он рассказал нам про кота Шредингера, мы тоже так думали. И что изменилось? Какие еще нужны доказательства тому, что само по себе сознание является определяющим фактором? Что проще? Наблюдаем – у объекта есть свойства. Игнорируем – нет свойств.
Значит, что является источником появления свойств?
Сократ: – И кот классный. И клип про него классный. И вывод очевидный.
Евклид: – Геометрия моя классная. Точку они отменили. Устарела, говорят, моя геометрия. Вместе с точкой. Доказать нельзя – значит и париться по этому поводу особо нечего.
Архимед: – Твою точку понять надо. У меня на это лет двести ушло. А ты от них этого хочешь.
Сократ: – По-нять… А доказать, что она НЕ существует, можешь?
Евклид (хмуро смотрит на Сократа).
Архимед: – Не смогу. Мне легче доказать, что меня не существует. Точка – основа всего. Как её может не существовать?
Евклид: – Там есть сейчас такииие кадры. Реально говорят: не существует. Раз не доказана – нельзя пощупать, а значит и не существует.
Сократ (размышляя вслух): – Я понял, что точка заключает в себе ВСЕ, когда медленно умирал…Схождение. Завершение. Универсальный ключ ко всему… Дверь, открывающая все миры и реальности…Схождение всех существующих сил… Присутствие во всем и источник всего…
Евклид(обиженно): – Но её нельзя пощупать – значит её не существует!!
Архимед: – Счастье нельзя “пощупать”, горе нельзя “пощупать”, красоту нельзя “пощупать”, зло нельзя “пощупать”, добро…радость, невежество, величие, достоинство – любое другое п о н я т и е – значит, их тоже нет? Ведь ни одно из этих вечных, тысячелетиями вдохновляющих людей на поиск их смысла, реалий нельзя измерить конкретно и эмпирически! Именно для связи с ними и углубления нашего знания в этой области и необходимо сознание и здравый разум как его достаточный инструмент…
Но и сам факт существования сознания нельзя доказать эмпирически. (Растерянно) Получается и его нет……
Сократ (тревожно оглядываясь назад и вверх): – Похоже, сейчас договоримся….
Евклид (достает снова, после некоторого молчания из-под тоги тот же самый смартфон и начинает сосредоточенно читать)
Архимед (заглядывая Евклиду через плечо): – Ну, что там еще, всё плохо?
Евклид (с размаху вторично бросая смартфон вниз): – Чтобы найти *то… как* надо построить коллайдер!!! Частицу Бога они ищут! А её свойства они чему припишут? Её тоже захотят с другой частицей лбами долбануть? Вечную вселенскую матрешку создают на деньги честных налогоплательщиков! Вместо того, чтобы просто сеть один раз и здраво подумать…? (При этом он нервно вскакивает и убегает в центр тучи).
Сократ (как бы вслед ему…): – Да, совсем разучились они думать…
Архимед: – А, по-моему, зря он так кипятится. Все логично. Ну, не принадлежат свойства материи. Что дальше делать? Конечно, искать… А когда не найдут – снова вернутся к нам… Разве это плохо? Все логично. Надо потерять, чтобы найти. (Сам себе). Хорошо сказал. Записать надо.
Сократ (улыбаясь чему-то неведомому): – Да мне все равно. Пусть ищут… Ты ведь прекрасно знаешь, что они в итоге найдут.
Архимед: – Точку. Она дверь ко всему…
Сократ: – Разумную точку…
Друзья снова просто молча сидят на краю тучи и болтают ногами. Каждый думает о чем-то своём…Через некоторое время Архимед достает из кармана тоги мобильник и звонит Евклиду, уговаривая его присоединиться к ним… А еще чуть позже за их спинами появляется возбужденный, как и прежде, Евклид…Все повторилось примерно по тому же сценарию…Правда, в этот раз Евклид, предварительно, по привычке швырнув вниз свой смартфон, стал с жаром возмущаться научными темами нобелевских лауреатов…
Поначалу Сократ с Архимедом слушали его в полном молчании. При этом они тщательно сохраняли на своих лицах выражение степенной задумчивости…Но потом -мало-помалу -завелись и незаметно для себя, с несоответствующим их солидному возрасту пылом, вступили в обещающий быть интересным для всех разговор …