А: Что значит «составляющие нас силы и способности»?
В: То и значит. Мы – конгломерат сил.
А: Ты опять говоришь загадками. У меня способности вроде бы всегда были выше среднего. По крайней мере, так люди говорят, но я снова ничего не понимаю. Поясни.
В: Да чего тут пояснять? Ты что, сам не можешь найти примеры?
А: Зачем бы я тогда спрашивал? Не могу.
В: Можешь, просто ленишься. Назови любые четыре врожденные способности, которые у тебя есть.
А: Честность, активность, доброта, смелость.
В: Ого! Любишь ты себя. Но если серьезно, ты ленишься думать. Это не врожденные способности, а черты характера.
А: Я поэтому и говорю: объясни. Я, в самом деле, не понимаю.
В: У тебя воля есть?
А: К чему?
В: Да какая разница, хоть к чему.
А: Ну, есть.
В: Без «ну». Просто есть. Это врожденная сила. А чувство радости?
А: Это еще здесь причем?
В: При том. Ты радуешься чему-то?
А: Много чему.
В: Ну приведи пример.
А: Да много чему! Всего не перечислишь. Солнечному дню радуюсь, радуге, паннакоте…
В: Вот-вот. Паннакоте. А как бы ты радовался, если бы это не было в тебя заложено? Понял теперь?
А: Пока еще не совсем… Так я вроде и печалюсь еще.
В: Точно. А как бы ты, кстати, печалился?
А: Никогда об этом не задумывался.
В: Заметно.
А: А ёрничать по любому поводу – это способность?
В: Черта характера.
А: Какие еще есть силы?
В: Силы ему подавай. Давай, сам думай. Какие? Ищи способности и силы.
А: Способность думать?
В: Прекрасно! Думать.
А: Концентрировать мысль?
В: Сила.
А: Обучаться?
В: Обучаться.
А: Любить?
В: Любить, испытывать любые другие чувства, творить. Ты, кстати, что больше всего любишь?
А: Стыдно сказать – мороженое. Любить – это способность?
В: Не знаю. Скорее, сила, похожая на силу притяжения. Мы тянемся к тому, что любим, хотим быть с этим вместе, притягиваемся. Я думаю, любовь существует для этого.
А: Для притяжения?
В: Ну что-то вроде того.
А: А импульс истины?
В: Способность в потенциале и сила одновременно.
А: Вера?
В: Способность.
А: Разве не сила?
В: Вполне можно сказать, что сила.
А: Почему ты иногда говоришь «в потенциале»?
В: Потому что не все, что в нас заложено, развито в полной мере. В этом случае мы сами несем ответственность за актуализацию и рост нашего потенциала.
А: Сожаление – это тоже способность?
В: Сожаление, раскаяние, голос совести. Хотя голос совести можно назвать и силой.
А: Запоминать – значит пользоваться воспоминаниями?
В: Да! Молодец. Отлично! Можешь ведь, когда захочешь.
А: А самоощущение?
В: Самоощущение, самоидентификация, привлечение к полезному, неприятие вредного, различение добра и зла, рациональная воля, созидательная и творческая воля, свободная воля.
А: Ого. Я не знал раньше, что «воль» может быть несколько. А сколько их всего существует?
В: Много.
А: Перечислишь?
В: Лень… Да и смысла нет, сам в свое время узнаешь.
А: А чувство страха – это характер?
В: Трусость – характер. А испытывать страх – способность. Страх – это сила.
А: А смелость?
В: Характер. Способность подчинить при необходимости страх.
А: Все инстинкты – это способности?
В (после небольшой паузы): Не по дням умнеешь.
А: Эх… Записывать надо было.
В: Бесполезно. Лучше один раз понять, чем сто раз записать.
А: Кому как. Я люблю потом почитать, чтобы вспомнить.
В: Лучше один раз понять, чем сто раз записать.
А: А для чего все они нужны?
В: Способности?
А: Ну конечно.
В: Для осуществления конечной цели.
А: Той, о которой мы говорили?
В: Да.
А: Все силы и способности для этого?
В: Да.
А: Это вообще реально?
В: Да.
А: Но мы же не все способности перечислили?
В: Три процента.
А: Эх… Записывать надо было.
В: Хватит уже ныть. Заладил. Записывать, записывать… Развивай понимание – тогда и записывать не понадобится.
А: Объясни мне, пожалуйста, как все это работает?
В (после долгого молчания): Ты давно был на концерте классической музыки?
А: Вчера.
В: Уже хорошо. Понравилось?
А: Да.
В: Что понравилось?
А: Здорово играли.
В: В чем секрет их игры?
А: Не знаю… Там все собрались, скажем так, высокого уровня.
В: Молодец. А что из этого вытекает?
А: Что вытекает?
В: Что похвалил тебя рано – вот что вытекает. Тебя как похвалишь, ты сразу теряешь остроту мысли.
А: Слаженно очень играли.
В: Горячо…
А: Дирижер отлично отработал.
В: Молодец! В точку! Теперь слушай. Повторю еще раз: мы конгломерат сил, чувств и способностей. Теперь представь их все, как оркестр.
А: Оркестр?
В: Не перебивай, сейчас всё поймешь. Да, именно оркестр. Представь, что каждая действующая в тебе сила – это один из инструментов оркестра. Сила воли, к примеру, – это тромбон. Способность ощущать радость – арфа.
А: А зачем нам способность ощущать радость?
В: А мотивировать тебя как без радости? Ты же инертный будешь.
А: Разве меня толкает вперед не импульс истины?
В (опять какое-то время внимательно смотрит на А и в задумчивости качает головой): Не по дням умнеешь. К знаниям тебя толкает импульс истины, но если бы в нас не было способности испытывать радость, он бы не работал. Радость мотивирует. Они работают в связке.
А: А для чего способность переживать и чувство страха?
В: Как же в их отсутствии тебя наказывать? Без них не имеет никакого смысла свобода выбора. Если ты сделал неправильный выбор, то должен сначала расстроиться, чтобы потом захотеть не повторить свою ошибку. А если ты многократно и сознательно делаешь неправильный выбор, который еще к тому же и вредит тебе… Как тебя остановить? Тут чувство страха, к примеру, перед расплатой за содеянное, как раз и может помочь. Инстинкт самосохранения без него тоже не работает. А без инстинкта самосохранения как далеко можно зайти?
А: Понял. Слушаю дальше.
В: На чем я остановился?
А: Радость – это арфа.
В: Ах, ну да. И так дальше по аналогии. Чувство страха – ударные, импульс истины – первая скрипка оркестра, вера – флейта, виолончель – способность творить, литавры – делать выбор. В общем, как видишь, целый оркестр получается.
А: И?
В (смеется): Все дело именно в этом «и».
А: Как же этим оркестром управлять?
В: А для чего он существует, тебе неинтересно?
А: Ты ведь говорил об этом раньше – для осуществления своей конечной цели.
В: А что это за цель, ты знаешь?
А: СОВЕРШЕНСТВО.
В: (на этот раз действительно долго и крайне внимательно смотрит на А).
А (не выдерживая затянувшегося молчания): Что-то не так?
В: Да нет, скорее наоборот…
А: Вопрос в том, что делать, чтобы достичь этого совершенства.
В: Подчинить игру всех инструментов одной цели, исполнению одной композиции, единому для всех настрою и порыву.
А: Кто же в этом случае дирижер?
В: Наше разумное «Я».
А: Это не способность?
В: Это данность. Часть нас ещё можно сказать. Мыслить разумно – это способность, причем в потенциале.
А: А управлять эти оркестром – это тоже способность в потенциале?
В: Управлять этим оркестром – значит разумно мыслить.
А: Ох, похоже, этому тяжело научиться. Да и возможно ли в принципе?
В: Если есть конечный пункт, значит, к нему есть дорога. А если существует дорога, значит, ее можно пройти. Если ее можно пройти, значит, конечный пункт достижим. Все просто, это логика. Еще Аристотель говорил об этом.
А (задумчиво): Целый оркестр… А если нет дирижера, что происходит?
В: То же, что и в жизни: каждый сам по себе. Лебедь, Щука и Рак. И каждый в свою сторону. А воз и ныне здесь.
А: Там.
В: Чего?
А: И на старуху бывает проруха. Умный, а классику не помнишь. Воз и ныне там.
В: Это суть, как-то меняет того о чем мы говорим?
А: Нет. Ты можешь мне что-то посоветовать?
В: Изучай каждый инструмент в отдельности, тренируй его и делай сильным. А затем, используя свою волю, подчини все инструменты одной цели, объедини в одной точке. Но для этого ты должен научиться сам все время держать эту цель у себя в голове.
А: Это и называется «точка единства»?
В: Не упрощай и не спеши. Жизни не хватит, чтобы понять, что такое точка единства. Но ты на верном пути. Удачи!